живи без долгов

Правовое регулирование банкротства физических лиц

Правовое регулирование банкротства физических лиц


Бесплатная юридическая консультация:

Долги физических лиц исчисляются сотнями миллиардов, поэтому процедура банкротства физических лиц начинает набирать обороты. Поправки к закону «О несостоятельности (банкротстве)» разрабатывались более десяти лет, а вступили в силу только с 1 октября 2015 года.

Оглавление:

В России к декабрю 2015 года появились первые банкроты из числа граждан. Первые решения о банкротстве физических лиц были приняты в Челябинске и Санкт Петербурге. Ими стали женщина с тремя детьми, которая должна нескольким банковским учреждениям более 14 миллионов рублей и мужчина с долгом около 650 миллионов. Таким образом, на сегодняшний день только два россиянина смогли решить свои проблемы с задолженностью. Что следует сделать остальным должникам, которые по уважительным причинам не могут расплатиться по своим обязательствам.

Объявить себя банкротом гражданину будет не так просто. Начало процедуры банкротства гражданина — вводится процедура наблюдения и налагается арест на имущество гражданина за исключением того, что прямо запрещено законом. Это: единственное жильё должника (если оно не залоговое) и участок земли под ним; индивидуальные вещи; бытовая техника, стоимостью дорублей; домашние животные; денежные средства в размере прожиточного минимума должника и его иждивенцев; продукты питания; государственные награды.

Временный управляющий проводит оценку имеющегося у гражданина имущества. Если гражданином не представлены документы о погашении задолженности перед кредиторами, судом вводится конкурсное производство.

Признать человека банкротом может только арбитражный суд. Для этого долг должен составлять не менее пятисот тысяч рублей, а срок невыплаты — не менее трёх месяцев. Вместе с тем, сумма долга должна превышать стоимость имеющегося имущества у должника.

Особенность банкротства гражданина: процедура банкротства будет применима для граждан, не имеющих судимость, в том числе и за экономические преступления, а также, если гражданин не привлекался к ответственности за фиктивное или преднамеренное банкротство.


Бесплатная юридическая консультация:

Инициировать банкротство физического лица, согласно закону о банкротстве, может сам гражданин, подав заявление в суд. Также это вправе сделать кредиторы и уполномоченные лица, т.е. налоговые органы, пенсионный фонд и т.д.

Не могут начать процедуру банкротства физического лица кредиторы, которым необходимо погасить задолженность по причинённому вреду здоровью, по выплате алиментов или иные требования, непосредственно связанные с их личностью.

Должник с момента признания его банкротом будет иметь ряд ограничений: Следующее банкротство возможно не ранее, чем через пять лет. Жильё, купленное по ипотечному кредитованию и являющееся залоговым, будет реализовано. Запрет на предпринимательскую деятельность. Запрет на получение новых кредитов. Крупные сделки возможны только с разрешения финансового управляющего. Запрет на выезд за границу. Вознаграждение конкурсному управляющему тоже будет выплачиваться за счёт должника, подавшего иск на признание себя банкротом.

Написав заявление в суд и представив план погашения долга, суд может установить срок для реализации плана до трёх лет. Реструктуризация для физического лица очень выгодна, так как с момента её введения на задолженность перестают начислять какие-либо финансовые санкции, перестают расти проценты на долги. Исполнительные документы по имущественным взысканиям также подлежат остановке и, как следствие, снятие ареста с имущества должника. После выполнения всех обязанностей гражданин перестаёт быть банкротом и дело о банкротстве прекращается. Во время реструктуризации долгов на гражданина действуют те же ограничения, как и на банкрота до момента погашения всех установленных задолженностей перед кредиторами. Процедура реструктуризации сможет защитить заёмщиков от произвола со стороны коллекторских фирм и в новой цивилизованной форме произвести расчёты с кредиторами по своим долгам. Таким образом, вступивший в силу закон «О несостоятельности (банкротстве) в части главы 10 «Банкротство граждан» — ведёт к решению накопившихся проблем во взаимоотношениях между банками и заёмщиками.

Однако есть и негативные стороны банкротства. Если суд увидит в действиях гражданина признаки фиктивного или преднамеренного банкротства, то в отношении такого гражданина может наступить административная (ст. 14.12 КоАП РФ) либо уголовная ответственность (ст. 196 УК РФ). Поэтому важно на момент подачи заявления в суд вместе с Вашим юристом оценить ситуацию и определить вероятностный исход процедуры банкротства. Доверьте свои финансы профессионалам!


Бесплатная юридическая консультация:

Источник: http://ivdp.ru/bankrotstva-fizicheskih-lic

Правовое регулирование банкротства физических лиц

Особенности правового регулирования банкротства физических лиц

Правовое регулирование банкротства граждан имеет множество особенностей. При банкротстве физических лиц вводятся особые процедуры. Погашение долгов может производиться при помощи процесса реструктуризации долгов по утвержденному судом плану, реализацией имущества должника, или мирным соглашением, взаимовыгодным для всех сторон.

Важной особенностью банкротства граждан является законодательный механизм, позволяющий заставить кредиторов принять план реструктуризации долгов, предложенный должником.

Нельзя не упомянуть и то что суд не обязан во всех случаях банкротства освобождать должников от долгов. Банкротство может окончиться и без списания долга в случае если суд посчитает должника недобросовестным заемщиком.

Таким образом, принятый в 2015 году закон подробно регулирует отношения между кредиторами и должниками, и направлен на полное или частичное освобождение неплатежеспособного физического лица от долговых обязательств.


Бесплатная юридическая консультация:

Источник: http://xn--80abe5aohaot.net/baza-znaniy/pravovoe-regulirovanie-bankrotstva-fizicheskih-lits/

Банкротство физических лиц: правовое регулирование

28 апреля 0

Лариса Амирова, рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Банкротство физических лиц: правовое регулирование

28 апреля

Банкротство физических лиц регулирует Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» (Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ (далее — Закон о банкротстве)). В статье мы рассмотрим процедуру банкротства физических лиц (реструктуризация долгов, реализация имущества физического лица), внешние признаки банкротства, а также последствия признания физического лица банкротом.

В 2015 году вступили в силу поправки (Федеральный закон «Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Федеральный закон от 29.06.2015 № 154-ФЗ), которые существенным образом изменили процедуру банкротства физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, по сравнению с первоначальной редакцией Закона о банкротстве. До этого положения главы Х Закона о банкротстве к обычным гражданам — не предпринимателям не применялись вообще. Связано это с тем, что Гражданский кодекс норм о несостоятельности (банкротстве) физических лиц не содержал, что являлось препятствием для применения Закона о банкротстве в этой части (ч. 2 ст. 3 ГК РФ). На это были ориентированы и суды (п. 59 пост. Пленума ВАС РФ от 15.12.2004 № 29).


Бесплатная юридическая консультация:

Возбуждение дел о банкротстве физических лиц

Дела о несостоятельности (банкротстве) отнесены к исключительной подведомственности арбитражных судов. Равным образом это правило распространено и на потребительское банкротство (хоть изначально данную категорию дел планировалось приобщить к подсудности судов общей юрисдикции).

Субъектом, призванным осуществлять процедуры банкротства обычного гражданина — не предпринимателя, является финансовый управляющий. Он должен соответствовать всем требованиям, которые предъявляются к арбитражным управляющим с учетом особенностей, установленных статьей 213.9 Закона о банкротстве (здесь и далее — в ред. Федерального закона от 29.06.2015 № 154-ФЗ). В частности, фиксированная часть вознаграждения в сумме десять тысяч рублей (п. 3 ст. 20.6 Закона о банкротстве) выплачивается финансовому управляющему не ежемесячно, а единовременно по завершении каждой процедуры, независимо от срока, на который она была введена. Сумма процентов по вознаграждению финансового управляющего в случае исполнения гражданином утвержденного арбитражным судом плана реструктуризации его долгов составляет два процента размера удовлетворенных требований кредиторов. Такой же размер процентов установлен и для процедуры реализации имущества должника. Данные проценты уплачиваются финансовому управляющему после завершения расчетов с кредиторами (п. 17 ст. 20.6 Закона о банкротстве). К финансовым управляющим не применяется требование о заключении дополнительного договора обязательного страхования своей ответственности на случай причинения вреда лицам, участвующим в деле о банкротстве, иным лицам в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением им своих обязанностей.

Инициировать процедуру банкротства может сам должник-гражданин, конкурсный кредитор или уполномоченный орган. Для того чтобы суд возбудил производство по делу о банкротстве физического лица — должника, необходимо наличие критериев и признаков банкротства. Если ранее законодатель в отношении физических лиц исходил из критерия неоплатности (когда размер задолженности гражданина превышает стоимость его имущества, в т.ч. права требования), то теперь в основу несостоятельности гражданина положен принцип неплатежеспособности, то есть неспособность должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов по денежным и иным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Неоплатность же в новой редакции Закона о банкротстве рассматривается как одно из условий неплатежеспособности.

Внешними признаками банкротства физических лиц являются размер задолженности по денежным и иным обязательствам, обязательным платежам в совокупности не менее 500 тысяч рублей и период задолженности — не менее трех месяцев с даты, когда эти обязательства должны были быть исполнены (п. 2 ст. 213.3 Закона о банкротстве).

Если с заявлением о банкротстве обращается конкурсный кредитор или уполномоченный орган, то их требования должны быть подтверждены решением суда, вступившим в законную силу. Такое решение не требуется в случаях, перечисленных в пункте 2 статьи 213.5 Закона о банкротстве.


Бесплатная юридическая консультация:

Заявитель в обязательном порядке должен указать реквизиты саморегулируемой организации арбитражных управляющих, из числа участников которой должен быть утвержден финансовый управляющий. Замечу, что Закон о банкротстве, в отличие от общих правил, не наделяет кредиторов и уполномоченный орган правом указывать в заявлении конкретную кандидатуру арбитражного управляющего. Кроме этого, податель заявления обязан внести денежные средства на выплату вознаграждения финансовому управляющему (в части фиксированного вознаграждения) в депозит суда.

Процедура реструктуризации долгов физического лица

После возбуждения дела о банкротстве физического лица суд проверяет обоснованность требований заявителя на первом заседании, которое должно быть проведено не ранее чем по истечении пятнадцати дней и не позднее чем в течение трех месяцев с даты принятия заявления о признании гражданина банкротом (п. 5 ст. 213.6 Закона о банкротстве). В случае признания заявления инициатора конкурсного процесса обоснованным определением суда вводится процедура реструктуризации долгов гражданина. Это основная реабилитационная процедура, применяемая в целях восстановления платежеспособности гражданина и погашения его задолженности перед кредиторами в соответствии с планом реструктуризации долгов (ст. 2 Закона о банкротстве). Проект такого плана вправе подготовить как сам гражданин-должник, так и его конкурсный кредитор или уполномоченный орган (ст. 213.12 Закона о банкротстве). Требования к содержанию этого плана, порядок его утверждения судом приведены в статьях 213.14-213.18 Закона о банкротстве.

Однако план реструктуризации долгов может быть представлен лишь в отношении тех граждан-должников, которые:

  • имеют источник дохода;
  • не имеют неснятых или непогашенных судимостей за совершение умышленных преступлений в сфере экономики;
  • не признавались банкротами в течение последних пяти лет;
  • в отношении них не утверждался план реструктуризации долгов в течение последних восьми лет.

Препятствием является также привлечение гражданина к административной ответственности за мелкое хищение, умышленное уничтожение или повреждение имущества либо за фиктивное или преднамеренное банкротство, если не истек срок, в течение которого он считается подвергнутым административному наказанию (ст. 213.13 Закона о банкротстве).

Для целей включения в реестр требований кредиторов и участия в первом собрании кредиторов конкурсные кредиторы, в том числе кредиторы, требования которых обеспечены залогом имущества гражданина, и уполномоченный орган вправе предъявить свои требования к гражданину в течение двух месяцев с даты опубликования сообщения о признании обоснованным заявления об объявлении гражданина банкротом. В случае пропуска указанного срока по уважительной причине он может быть восстановлен судом. Требования кредиторов рассматриваются в общем порядке.


Бесплатная юридическая консультация:

С момента введения процедуры реструктуризации долгов гражданина срок исполнения возникших ранее требований кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей для целей участия в деле о банкротстве физического лица считается наступившим. Предъявить же свои требования кредиторы, уполномоченный орган могут только по правилам, установленным Законом о банкротстве, за исключением исполнительных документов по требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, по делам об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении препятствий к владению указанным имуществом, о признании права собственности на указанное имущество, о взыскании алиментов, а также некоторых иных требований (п. 2 ст. 213.11 Закона о банкротстве). Неденежные кредиторы вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения своих обязательств перед должником (п. 4 ст. 213.11 Закона о банкротстве).

Гражданин-должник на этом этапе в некоторой степени ограничивается в дееспособности. В частности, он лишается права без предварительного согласия финансового управляющего, выраженного в письменной форме, совершать сделки:

  • по приобретению, отчуждению или в связи с возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет более чем пятьдесят тысяч рублей, недвижимого имущества, ценных бумаг, долей в уставном капитале и транспортных средств;
  • получению и выдаче займов (кредитов), выдаче поручительств и гарантий, уступке прав требования, переводу долга, а также учреждению доверительного управления имуществом гражданина;
  • передаче имущества гражданина в залог. Он не вправе вносить свое имущество в качестве вклада или паевого взноса в уставный капитал или паевой фонд юридического лица, приобретать доли (акции, паи) в уставных (складочных) капиталах или паевых фондах юридических лиц, а также совершать безвозмездные для гражданина сделки (п. 5 ст. 213.11 Закона о банкротстве).

За месяц до истечения установленного срока исполнения плана реструктуризации долгов финансовый управляющий должен подготовить отчет и направить его конкурсным кредиторам, уполномоченному органу и в суд. Отчет финансового управляющего сначала рассматривается собранием кредиторов, а затем судом. В итоге суд принимает либо определение о завершении реструктуризации долгов, если все требования кредиторов погашены, либо определение об отмене плана реструктуризации долгов и решение о признании физического лица банкротом.

Суд вправе отменить план реструктуризации долгов и до истечения срока его действия по основаниям, указанным в статье 213.23 Закона о банкротстве. В этом случае неудовлетворенные требования конкурсных кредиторов, уполномоченного органа учитываются в реестре требований кредиторов в части, в которой они должны быть удовлетворены на дату отмены указанного плана, и подлежат удовлетворению в составе требований кредиторов третьей очереди.

Процедура реализации имущества физического лица — банкрота

Данная процедура применяется лишь в случае признания физического лица банкротом, о чем суд выносит решение. К обстоятельствам, при которых суд принимает подобное решение (п. 1 ст. 213.24 Закона о банкротстве), относятся ситуации, когда:

Бесплатная юридическая консультация:

  • в суд в десятидневный срок не представлен план реструктуризации долгов гражданина;
  • собранием кредиторов не одобрен план реструктуризации долгов гражданина и у суда отсутствуют основания самостоятельно инициировать процедуру реструктуризации долгов гражданина;
  • судом вынесено определение об отмене плана реструктуризации долгов гражданина;
  • производство по делу о банкротстве физического лица возобновлено в случаях отмены определения о завершении реструктуризации долгов гражданина или в связи с нарушением условий мирового соглашения.

Реализация имущества гражданина вводится на срок не более шести месяцев (п. 2 ст. 213.24 Закона о банкротстве). Однако данный срок не является пресекательным и может продлеваться по ходатайству лиц, участвующих в деле о банкротстве.

Признание гражданина-должника банкротом является основанием для вынесения судом определения о временном ограничении права на выезд гражданина из Российской Федерации, которое будет действовать до завершения конкурсных процедур (п. 3 ст. 213.24 Закона о банкротстве).

Все имущество гражданина, имеющееся на дату принятия решения суда о признании его банкротом и выявленное или приобретенное после этой даты, составляет конкурсную массу, за исключением имущества, на которое не может быть обращено взыскание (ст. 446 ГПК РФ). По мотивированному ходатайству гражданина и иных лиц, участвующих в деле, суд вправе исключить из конкурсной массы и иное имущество гражданина, если доход от его реализации существенно не повлияет на удовлетворение требований кредиторов и стоимость этого имущества не превышает десяти тысяч рублей (ст. 213.25 Закона о банкротстве).

С момента признания гражданина банкротом он лишается права распоряжаться имуществом, составляющим конкурсную массу. Совершать какие-либо сделки с этим имуществом от имени гражданина может исключительно финансовый управляющий. Помимо этого финансовый управляющий:

  • распоряжается средствами должника-гражданина на счетах и во вкладах в кредитных организациях;
  • открывает и закрывает его счета;
  • осуществляет права участника юридического лица, принадлежащие гражданину, в том числе голосует на общем собрании участников;
  • ведет в судах дела, касающиеся имущественных прав гражданина.

Регистрация перехода или обременения прав гражданина на имущество, в том числе на недвижимое имущество и бездокументарные ценные бумаги, осуществляется лишь на основании заявления финансового управляющего. Поданные до этой даты заявления гражданина не подлежат исполнению. Исполнение третьими лицами обязательств перед гражданином по передаче ему имущества, в том числе по уплате денежных средств, возможно исключительно в отношении финансового управляющего и запрещается в отношении гражданина лично (пп. 5-7 ст. 213.25 Закона о банкротстве).


Бесплатная юридическая консультация:

Особенности реализации имущества

Особенности реализации имущества гражданина подробно изложены в статье 213.26 Закона о банкротстве.

Некоторое недоумение вызывает порядок реализации имущества, находящегося в совместной собственности супругов (бывших супругов). Так, пунктом 7 указанной статьи установлено, что имущество гражданина, принадлежащее ему на праве общей собственности с супругом (бывшим супругом), подлежит реализации в деле о банкротстве гражданина по общим правилам. То есть никаких исключений для супружеского имущества новой редакцией Закона о банкротстве не предусмотрено. Положения Гражданского кодекса (ст. 255 ГК РФ), регламентирующие механизм обращения взыскания на долю в общем имуществе супругов (бывших супругов), в этой ситуации применению не подлежат. Продажа общего имущества осуществляется в том же порядке, что и любого другого. Супругу (бывшему супругу) должника предоставлено лишь право участвовать в деле о банкротстве гражданина при решении вопросов, связанных с реализацией общего имущества. В конкурсную массу включается часть средств от реализации общего имущества, соответствующая доле гражданина в таком имуществе, остальная часть этих средств выплачивается супругу (бывшему супругу). Если при этом у супругов имеются общие обязательства (в т.ч. при наличии солидарных обязательств либо предоставлении одним супругом за другого поручительства или залога), причитающаяся супругу (бывшему супругу) часть выручки выплачивается после выплаты за счет денег супруга (бывшего супруга) по этим общим обязательствам.

Очередность удовлетворения требований кредиторов (ст. 213.27 Закона о банкротстве) практически ничем не отличается от положений статьи 134 Закона о банкротстве, если не считать включение в число текущих кредиторов и кредиторов первой очереди требования, связанные с уплатой алиментов.

После завершения расчетов с кредиторами финансовый управляющий представляет в суд отчет о результатах реализации имущества гражданина с приложением копий документов, подтверждающих продажу имущества гражданина и погашение требований кредиторов, а также реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований кредиторов. По итогам рассмотрения отчета финансового управляющего суд выносит определение о завершении реализации имущества гражданина.

Завершение данной процедуры влечет освобождение гражданина от исполнения требований кредиторов, включая и тех, которые не заявляли своих требований. Однако освобождение гражданина от обязательств не распространяется на требования кредиторов, предусмотренные пунктами 4, 5 статьи 213.28 Закона о банкротстве.


Бесплатная юридическая консультация:

Последствия признания физического лица банкротом

Правовые последствия признания гражданина банкротом (ст. 213.30 Закона о банкротстве) выражаются в том, что в течение пяти лет с даты признания его банкротом он не вправе принимать на себя обязательства по кредитным договорам и (или) договорам займа без указания на факт своего банкротства. В течение этого периода он лишается права заявлять о своем банкротстве.

В случае повторного признания гражданина банкротом в течение пятилетнего срока не применяется правило об освобождении его от обязательств. Все неудовлетворенные требования кредиторов, по которым наступил срок исполнения, могут быть предъявлены в обычном порядке, и при их удовлетворении судом выдаются исполнительные листы.

Кроме того, в течение трех лет с даты признания гражданина банкротом он не вправе занимать должности в органах управления юридического лица, иным образом участвовать в управлении юридическим лицом.

Источник: http://aktbuh.ru/pravo/grazhdanskoe/bankrotstvo-fizicheskih-lits-pravovoe-regulirovanie

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БАНКРОТСТВА ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ

За время действия закона о банкротстве физических лиц в суды поступило больше 33 тысяч заявлений с просьбой начать процедуру. В стадию производства по делу на данный момент перешло около 14 тысяч дел. Еще более чем в 4,5 тысяч дел проходит реструктуризация долга. Для многомиллионной страны это по-прежнему немного, но тем не менее количество людей, решившихся воспользоваться этим механизмом освобождения от долгов неуклонно растет.


Бесплатная юридическая консультация:

Однако, несмотря на возрастающий интерес граждан к процедуре банкротства физических лиц, на текущий момент не до конца выработаны критерии несостоятельности гражданина – не Индивидуального предпринимателя, и пределы его имущественной ответственности. Недостаточно урегулированы вопросы о финансовом управляющем, как обязательном участнике процедуры банкротства.

Это связано с тем фактом, что длительное время в Российской Федерации никак не регулировалось банкротство физических лиц.

Банкротство гражданина ИП, КФХ – стало возможно с принятием ГК в 1994 году. Банкротство гражданина – не ИП, только с октября 2015 года. Научных работ о банкротстве граждан после 2001 года практически не было. Изменилось законодательство о банкротстве, изменился ГК РФ, что обуславливает дальнейшую актуальность исследования вышеуказанной темы и его научную значимость.[1]

Существующее законодательство о банкротстве физических лиц не в полной мере соответствует современным требованиям гражданско-правового оборота. Необходимо более широко использовать исторический и зарубежный опыт. Требуется более детальное урегулирование процедуры банкротства физических лиц.

Конструкция института банкротства граждан находится в состоянии динамичного развития. В комплекс мер, направленных на совершенствование правового регулирования несостоятельности банкротства следует включить изменения отечественного законодательства о банкротстве, направленные на выделение общих положений и правил о процедурах банкротства.


Бесплатная юридическая консультация:

Поэтому необходимо провести исследование теоретических проблем и практики правового регулирования отношений, возникающих в связи с несостоятельностью (банкротством) граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

В то же время отсутствует комплексный подход к рассматриваемой проблеме, включающий профилактику и предупреждение банкротства, выявление факта возникновения признаков несостоятельности и окончательного удовлетворения требований кредиторов в процессе конкурсного производства.[2]

В связи с чем, возникает необходимость дать комплексный анализ проблем несостоятельности (банкротства) граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями с учетом современного правового регулирования в указанной сфере. Сформулировать теоретические выводы и предложения по совершенствованию законодательства о несостоятельности (банкротстве), а также возможности реализации данных положений на практике.

На современном этапе, изначально вопрос о расширении законодательной базы процедуры банкротства был инициирован государством, как вынужденная реакция на стремительный рост отечественного рынка потребительского кредитования. Общедоступность кредитов потребительских нужд позитивно сказывалась на уровне жизни населения. Однако огромное количество взятых населением кредитов не возвращалось, поэтому в определенный момент темпы роста объемов невозвращенных кредитов стали превышать объемы кредитов выдаваемых. И именно данная ситуация послужила импульсом для рассмотрения вопроса об изменении законодательной базы в сфере имущественных отношений в целом и процедуры банкротства, в частности.[3]

При этом общий объем кредитов, выданных физическим лицам превышает на сегодня 9 трлн. руб., а просроченная задолженность только за прошлый год выросла более чем на 40 % .[4]


Бесплатная юридическая консультация:

Стоит также отметить, что в качестве основного критерия несостоятельности гражданина, выступает, неплатежеспособность должника, которая согласно ст. 213. 4 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О несостоятельности (банкротстве)» выражается в следующем:

— сумма просроченной задолженности в общем объеме превышает 500 тыс.рублей;

— требования по уплате задолженности не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны быть исполнены.[5]

При этом суду достаточно установить хотя бы один из дополнительных критериев неплатежеспособности, которые должны быть выявлены при решении вопроса об обоснованности заявления о банкротстве, для признания заявления обоснованным, на чем акцентируют внимание многие исследователи.[6]

Современный этап развития института банкротств физических лиц в Российской Федерации представляет продолжение многих традиций, которые закладывались на протяжении исторического развития государства, с учетом ряда особенностей, определяющихся различиями экономической системы.


Бесплатная юридическая консультация:

1Суслова, Татьяна Михайловна. Несостоятельность (банкротство) граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями : диссертация . кандидата юридических наук : 12.00.03. – Пермь, 2001.с.

2Попов, Евгений Юрьевич.Формирование гражданско-правового института банкротства физического

лица в Российской Федерации : диссертация . кандидата юридических наук : 12.00.03 / Попов Евгений Юрьевич; [Место защиты: Волгогр. гос. ун-т]. — Волгоград, 2011.с

3Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год: утв.

Правительством Российской Федерации 19.06.2009.


Бесплатная юридическая консультация:

4 Кирилловых А.А. Банкротство физических лиц: новации законодательства о несостоятельности // Законодательство и экономика. 2015.№ 6. С. 7–22.

5 О несостоятельности (банкротстве) (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.03.2016): Федеральный закон от

26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 29.12.2015) // СЗ РФ. 2002. № 43. Ст. 4190.

6 Ерофеев А.А. Банкротство гражданина-должника как новелла российского законодательства // Современное право. 2015. № 4. С. 79–81.

Список литературы

1. Ерофеев А.А. Банкротство гражданина-должника как новелла российского законодательства // Современное право. 2015. № 4. С. 79–81.


Бесплатная юридическая консультация:

2. Кирилловых А.А. Банкротство физических лиц: новации законодательства о несостоятельности // Законодательство и экономика. 2015.№ 6. С. 7–22.

3. О несостоятельности (банкротстве) (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.03.2016): Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 29.12.2015) // СЗ РФ. 2002. № 43. Ст. 4190.

4. Попов, Евгений Юрьевич. Формирование гражданско-правового института банкротства физического лица в Российской Федерации : диссертация . кандидата юридических наук : 12.00.03 — Волгоград, 2011.с

5. Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год: утв. Правительством Российской Федерации 19.06.2009.

6. Суслова, Татьяна Михайловна. Несостоятельность (банкротство) граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями : диссертация . кандидата юридических наук : 12.00.03. — Пермь, 2001.с.


Бесплатная юридическая консультация:

Источник: http://izron.ru/articles/problemy-sovremennoy-yuridicheskoy-nauki-aktualnye-voprosy-sbornik-nauchnykh-trudov-po-itogam-mezhdu/sektsiya-3-grazhdanskoe-pravo-predprinimatelskoe-pravo-semeynoe-pravo-mezhdunarodnoe-chastnoe-pravo-/pravovoe-regulirovanie-bankrotstva-fizicheskikh-lits-po-zakonodatelstvu-rossiyskoy-federatsii-aktual/

Основы правового регулирования при банкротстве физ и юрлиц

Неправильно выбранная стратегия управления предприятием и другие факторы могут стать причиной его убыточной деятельности. Чтобы она не навредила функционированию смежных субъектов хозяйствования, важно своевременно принять меры по восстановлению платежеспособности или погашению долгов за счет реализации его имущества. Законодательная база России выполняет функцию правового регулирования несостоятельности (банкротства) должников разного статуса и форм собственности.

Основа правового регулирования

Главным гражданско-правовым документом Российской Федерации является Государственный кодекс № 51-ФЗ, принятый Госдумой 21.10.1994 г. и вступивший в действие 30.11.1994 г. Это основополагающий документ, в котором идут ссылки на закон, регулирующий институт несостоятельности:
  • гражданина (физического лица) – статья 25 главы 3 подраздела 2;
  • юридического лица – статья 65 параграфа 1 главы 4 подраздела 2.

Порядок действий, целью которых является продление существования предприятия путем восстановления его платежеспособности и погашения накопившихся долгов за счет средств, полученных с продажи имущества, регулируется законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», с учетом правок и дополнений, внесенных 25.11.2017 г.

Правовые аспекты, регулирующие процесс несостоятельности юридических лиц

Порядок осуществления банкротства должника, если предварительно проведенные процедуры по восстановлению его платежеспособности не принесли результатов, регулируется главой VII закона о несостоятельности. В нем также отдельной главой – IX, прописана процедура банкротства должников, выделенных в отдельные категории:

  • градообразующих организаций;
  • стратегических предприятий;
  • сельскохозяйственных организаций;
  • застройщиков и участников клиринга;
  • кредитных и финансовых организаций;
  • субъектов естественных монополий.

Глава XI закона рассматривает предпосылки и принцип осуществления упрощенной процедуры прекращения деятельности. Ею могут воспользоваться специализированные общества, ипотечные агентства и должники, выявить местонахождение которых не представляется возможным или их имущество не покрывает расходы на погашение всех задолженностей.


Бесплатная юридическая консультация:

Законодательная база банкротства физических лиц

Главный нормативно-правовой документ, регулирующий прекращение деятельности гражданами – Закон о несостоятельности, в котором X глава посвящена порядку банкротства физических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей.

Параллельно в законе идет ссылка на Уголовный кодекс РФ, в соответствии с которым к ответственности привлекаются должностные лица, которые умышленно:

  • привели предприятие к банкротству;
  • для получения собственной выгоды предоставили недостоверные сведения о фиктивной неплатежеспособности.

Примечание: в России большая роль отведена регулированию хозяйственной деятельности предприятий – регулярно проводятся лекции и семинары, на которых обсуждается отечественная и зарубежная практика проведения процедуры банкротства. Так, в октябре 2017 года была проведена конференция, посвященная правовому регулированию институтов приватизации и банкротства.

Регулирование интересов кредиторов

Закон о несостоятельности предусматривает отношения неплатежеспособного должника со всеми кредиторами. Он регулирует:

  • порядок выявления кредиторов и их внесения в реестр;
  • процедуру заявления кредиторами требований и очередность их удовлетворения;
  • процесс погашения долговых обязательств за деньги, вырученные с продажи имущества.

Примечание: в ходе внешнего управления предусматривается возможность погашения задолженности учредителями, владельцами основных средств или третьими лицами. Это позволяет сохранить имущество должника и возобновить его деятельность, выбрав новую стратегию управления.


Бесплатная юридическая консультация:

Дополнительные законодательные акты

Правовое регулирование банкротства физических и юридических лиц затрагивает и другие законодательные акты:

  1. Арбитражный процессуальный кодекс РФ, устанавливающий правила рассмотрения дел о несостоятельности.
  2. Закон «Об исполнительном производстве», предусматривающий особенности обращения взыскания на основные средства, числящиеся на балансе должника.
  3. Постановление «Об обеспечении интересов РФ как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве».
  4. Положение «О порядке предъявления требований по обязательствам перед РФ в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве».

Регулирование правоотношений в сфере несостоятельности позволяет избежать столкновения интересов должника, юридического или физического лица, с кредиторами.

Темой видео является банкротство и его правовое регулирование:

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!

Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать — напишите вопрос в форме ниже:


Бесплатная юридическая консультация:

Источник: http://moydolg.com/bankrotstvo/zakonodatelstvo-1/pravovoe-regulirovanie-nesostojatelnosti-bankrotstva.html

Правовое регулирование банкротства физических лиц

Правовое регулирование банкротства физических лиц

БЕСПЛАТНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ ДОСТУПНЫ ДЛЯ ВСЕХ ГРАЖДАН ПО УКАЗАННЫМ НОМЕРАМ ТЕЛЕФОНОВ ИЛИ В РЕЖИМЕ ЧАТА

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Банкротство физических лиц: правовое регулирование

Внешними признаками банкротства физических лиц являются размер задолженности по валютным и другим обязанностям, неотклонимым платежам в совокупы более 500 тыщ р. И период задолженности — более 3-х месяцев с даты, когда эти обязательства должны были быть исполнены (п. 2 ст. 213.3 Закона о банкротстве).

Реализация имущества (активов) гр-н а вводится на срок менее 6 месяцев (п. 2 ст. 213.24 Закона о банкротстве). Но данный срок не является пресекательным и может продлеваться по ходатайству лиц, участвующих в деле о банкротстве.

Правовое регулирование упрощенная процедура банкротства физических лиц 2018 г.У

Потому заинтересованным лицам следует часто выслеживать публикуемые про упрощeнное банкротство физических лиц 2017 свежайшие анонсы. Какие требуются документы (материалы) Перечень подаваемых на упрощeнное банкротство физ лиц бумаг никак не сократился, а даже несколько возрос. Это связано с отсутствием финуправляющего, который без помощи других предоставлял в трибунал ряд сведений.

Изъятое имущество реализуется в процессе конкурсного производства. Долги погашаются, а остаток вырученных средств ворачивается должнику.

Основы правового регулирования при банкротстве физ и юрлиц

Некорректно избранная стратегия управления предприятием и другие причины могут стать предпосылкой его убыточной деятельности. Чтоб она не навредила функционированию смежных субъектов хозяйствования, принципиально вовремя принять меры по восстановлению платежеспособности либо погашению долгов за счет реализации его имущества (активов) . Законодательная база РФвыполняет функцию правового регулирования несостоятельности (банкротства) должников различного статуса и форм принадлежности.

  • Порядок выявления кредиторов и их внесения в реестр;
  • Функцию заявления кредиторами требований и очередность их ублажения;
  • Процесс погашения долговых обязанностей за средства, вырученные с реализации имущества (активов) .

Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) физических лиц

Более животрепещущая неувязка в финансовом секторе РФ, это неувязка, связанная с невыполнимостью заёмщика выполнить кредитные обязательства. Данная неувязка имеет давнишнюю историю, и не уходит из поля зрения профессионалов по штатскому праву. Следствием этого, будет то, что улучшение финансово-хозяйственного сектора и выравнивание сферы экономики находится в зависимости от эффективности использования, правительством, института несостоятельности.

Сейчас, самая низкая сумма задолженности перед кредитной организацией, для признания несостоятельным (банкротом) составляетр. . Данную цифру считают несправедливой. На сег.Няшний момент, процент количества кредитов дор. Преодолевает планку в 20 %, из чего следует, что большая часть людей РФне сумеют пользоваться данной институтом [5]. Если власти понизят данную сумму, то в суды буде подано огромное количество дел о признании несостоятельности.

Некоторые вопросы правового регулирования банкротства физических лиц Текст научной статьи по специальности — Государство и право

Мировое соглашение при банкротстве гр-н а заключается меж должником и кредитором и утверждается трибуналом. В рамках мирового соглашения стороны могут отыскать компромисс по погашению долгов. При всем этом заключение мирового соглашения является основанием для прекращения производства по делу о банкротстве (ст. 213.31 Закона о банкротстве).

Перейдем к обзору конфигураций, внесенных

БЕСПЛАТНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ ДОСТУПНЫ ДЛЯ ВСЕХ ГРАЖДАН ПО УКАЗАННЫМ НОМЕРАМ ТЕЛЕФОНОВ ИЛИ В РЕЖИМЕ ЧАТА

в фед-ый закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (дальше также — Закон о банкротстве) с 1 октября 2015 г. В части банкротства физических лиц (людей).

Правовое регулирование банкротства

Конкурсное создание — процедура, используемая в деле о банкротстве к должнику, признанному несостоятельным (банкротом) , в целях соразмерного ублажения требований кредиторов.

При всем этом дефицитность денег подразумевается, если не подтверждено другое.

Правовое регулирование банкротства

Вследствие инициативы законодателей были наделены особенным значением положения, связанные с регулировкой банкротства людей. Это можно следить при сравнении с другими ФЗ, принятыми после введения закона о несостоятельности.

Подробности о ликвидации муниципального унитарного предприятия по этому адресу.

Правовое регулирование банкротства физических лиц

Временный управляющий проводит оценку имеющегося у гр-н а имущества (активов) . Если гр-н ом не представлены документы (материалы) о погашении задолженности перед кредиторами, трибуналом вводится конкурсное создание.

Инициировать банкротство физического лица, согласно закону о банкротстве, может сам гр-н , подав заявление в трибунал. Также это вправе сделать кредиторы и уполномоченные лица, т.Е. Налоговые органы, пенсионный фонд и т.Д.

Правовое регулирование банкротства гр-н а

Арбитражный трибунал рассматривает требования кредиторов, заявленные кредиторами либо должником в сроки, предусмотренные ст. 158 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». По результатам рассмотрения арбитражный судвыносит определение о порядке и размере ублажения требований кредиторов.

Сразу с принятием заявления о признании гр-н а несостоятельным (банкротом) арбитражный трибунал налагает арест на имуществогр-н а, кроме имущества (активов) , на которое не может быть обращено взыскание. По ходатайству гр-н аарбитражный трибунал может высвободить это имущество (либо его часть) из-под ареста в случае представления поручительствалибо др. Обеспечения выполнения обязанностей гр-н а третьими лицами.

Регулирование банкротства по законодательству

Так же в законодательстве предусмотрен главный признак банкротства для юридических и физических лиц, который основан на принципе неплатежеспособности, а конкретно когда физическое либо юридическое лицо не может рассчитаться по валютным обязанностям перед своими кредиторами либо произвести уплату неотклонимых платежей в течение трёх месяцев с даты, назначенной для их выполнения, при невозможности погашения этих долгов, за счёт имущества (активов) принадлежащего должнику.

В критериях рыночной экономики правовой институт банкротства играет важную роль. Его основная функция заключается в своевременном определении невыгодных организаций, которые могут нести опасность другим субъектам хозяйствования, при заключении сделок с ними. Для этого законодательством предусмотрена особая процедура признания несостоятельности предприятия .

Похожие статьи

Какие последствия ожидают должника и его родственников после процедуры банкротства Какие последствия ждут физическое лицо после банкротства?…

Закон о банкротстве физических лиц: основные положения и правила процедуры Фед-ый закон N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» 2018 Закон…

Банкротство физических лиц Несостоятельность банкротство физических лиц Банкротство физических лиц Особенности банкротство физических лиц в 2018…

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Источник: http://bankrot2018.ru/pravovoe-regulirovanie-bankrotstva/

Некоторые вопросы правового регулирования банкротства физических лиц Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Бурыкина Александра Ильинична

Автор рассматривает процедуру банкротства физических лиц, предусмотренную изменениями, введенными Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника. Проанализированы нормы федерального законодательства, выделены положительные и негативные последствия применения процедур банкротства в отношении физических лиц.The author considers the bankruptcy of private persons in Russia. The study focuses on the changes introduced in the Federal Law of the Russian Federation dated October 26, 2002 No. 127-FZ «On Insolvency (Bankruptcy)» in the regulation of rehabilitation procedures applicable to the debtor. Consequently, the positive and negative effects of current bankruptcy proceedings against private persons are revealed.

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Бурыкина Александра Ильинична,

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы правового регулирования банкротства физических лиц»

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БАНКРОТСТВА ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ Аннотация. Автор рассматривает процедуру банкротства физических лиц, предусмотренную изменениями, введенными Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника. Проанализированы нормы федерального законодательства, выделены положительные и негативные последствия применения процедур банкротства в отношении физических лиц.

Ключевые слова: банкротство гражданина, должник, компетенция суда, арбитражный суд, кредитная организация, инициатива возбуждения дел о банкротстве, рассмотрение дел о банкротстве, добровольная и принудительная процедура банкротства.

ON SOME ISSUES OF LEGAL REGULATION OF BANKRUPTCY OF PRIVATE PERSONS Abstract. The author considers the bankruptcy of private persons in Russia. The study focuses on the changes introduced in the Federal Law of the Russian Federation dated October 26, 2002 No. 127-FZ «On Insolvency (Bankruptcy)» in the regulation of rehabilitation procedures applicable to the debtor. Consequently, the positive and negative effects of current bankruptcy proceedings against private persons are revealed.

Keywords: bankruptcy of private person, debtor, competence of court, arbitration court, credit institution, initiation of bankruptcy cases, consideration of bankruptcy cases, voluntary and involuntary bankruptcy proceedings.

Конституция Российской Федерации предусматривает, что, права и свободы человека являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. Под собой данная диспозиция статьи 2 Конституции РФ подразумевает, что личность в ее взаимоотношениях с государством выступает не как объект бесконтрольной государственной деятельности, а как равноправный субъект, реализующий свои конституционные права. В Российской Федерации никто не может быть ограничен в правомерных средствах защиты своего человеческого достоинства и основанных на нем прав. Государство не только воздерживается от вмешательства в сферу прав и свобод, но и предусматривает активную деятельность государства по созданию условий для их реализации [1].

Одним из направлений деятельности государства в сфере защиты прав человека и гражданина является правовое регулирование в той или иной области жизнедеятельности, в том числе в области кредитования.

Практика показывает, что многие лица-заемщики у кредитных организаций по истечении срока займа или иного имущественного обременения не в состоянии вернуть всю предоставленную им кредитной организацией сумму или даже ее часть. Как следствие, в такой сложной ситуации страдает не только заемщик, но и его семья, так как происходит нарушение ее имущественных прав.

На этом основании было предложено внести в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ изменения, которые тем или иным способом будут помогать заемщикам и иным лицам, оказавшимся в трудной имущественной ситуации, расплатиться с кредиторами и не остаться без средств к существованию. Такими изменениями являются те, которые регулируют с правовой точки зрения вопрос о несостоятельности (банкротстве) должника-гражданина. Законодатель отделяет граждан от иных лиц и предусматривает для них особую процедуру признания банкротом.

Основной идеей внесения изменений в законодательство Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) гражданина является обеспечение защиты прав и интересов граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями при осуществлении в отношении них процедуры банкротства, а также создание возможностей для увеличения объемов потребительского и жилищного кредитования. Целью законопроекта является установление законных оснований для предоставления рассрочки уплаты основной суммы долга и процентов по нему гражданину-должнику, признанному в установленном порядке банкротом [2].

Перейдем к обзору изменений, внесенных в Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее также — Закон о банкротстве) с 1 октября 2015 года в части банкротства физических лиц (граждан).

Для начала необходимо определить, кто признается физическим лицом и какими способами непосредственно проводится процедура банкротства.

Физическим лицом считается любой гражданин, не имеющий отношения к бизнесу. Банкротом его может назвать арбитражный суд по заявлению кредитора, уполномоченного органа или же самого должника. Основаниями для возбуждения в отношении должника-гражданина процедуры банкротства, являются в совокупности следующие признаки: долг должника перед кредиторами должен составлять не менее пятисот тысяч рублей, а срок

невыплаты задолженности — не менее трёх месяцев, но вместе с тем сумма долга должна превышать стоимость имеющегося у должника имущества.

При рассмотрении дела о банкротстве гражданина применяются следующие процедуры: реструктуризация долгов гражданина; реализация имущества гражданина; мировое соглашение. Каждая из процедур применяется раздельно от последующей. Но мировое соглашение может быть заключено на любой стадии процесса банкротства.

Реструктуризация долгов представляет собой реабилитационную процедуру, которая применяется к гражданину в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности перед кредиторами в соответствии с планом реструктуризации долгов. План реструктуризации, как предписывает закон, предоставляется кредиторами или гражданином и утверждается судом.

Важным моментом данной процедуры, является то, что в случае утверждения плана реструктуризации начисление процентов по долгу (например, по кредитным обязательствам) прекращается.

Суд, рассматривающий дело о банкротстве, утверждает план реструктуризации долгов (как одобренный, так и не одобренный собранием кредиторов) только в том случае, если он одобрен должником, поскольку должник является непосредственным его участником, и исполнение плана обычно осуществляется им самим, а также поскольку должник обладает наиболее полной информацией о своем финансовом состоянии и его перспективах. Также план может быть одобрен, если судом будет установлено, что его реализация позволяет полностью удовлетворить требования конкурсных кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества гражданина, иные требования конкурсных кредиторов и требования уполномоченного органа, включенные в реестр требований кредиторов, в размере существенно большем, чем конкурсные кредиторы и (или) уполномоченный орган могли бы получить в результате немедленной реализации имущества гражданина и распределения его среднемесячного дохода за шесть месяцев, и указанный размер составляет не менее чем пятьдесят процентов размера требований таких кредиторов и уполномоченного органа [3, п. 4 ст. 213.17].

Одобрение плана должником может быть выражено как в форме письменного заявления (абзац седьмой пункта 1 статьи 213.15), так и сделано устно в ходе судебного заседания по рассмотрению вопроса об утверждении плана. В последнем случае факт одобрения плана должником отражается в протоколе судебного заседания.

Утверждение плана без одобрения должника возможно только в исключительном случае, если будет доказано, что несогласие должника с планом является злоупотреблением правом (статья 10 ГК РФ). Например, если не обладающий ликвидным имуществом

должник, стабильно получающий высокую заработную плату, в целях уклонения от погашения задолженности перед кредиторами за счет будущих доходов настаивает на скорейшем завершении дела о его банкротстве и освобождении от долгов [4, п. 30].

В силу недопустимости злоупотребления правом (статья 10 ГК РФ) арбитражный суд не утверждает план реструктуризации долгов (в том числе одобренный собранием кредиторов), если такой план является заведомо экономически неисполнимым или не предусматривает для должника и находящихся на его иждивении членов семьи (включая несовершеннолетних детей и нетрудоспособных) средств для проживания в размере не менее величины прожиточного минимума, установленного субъектом Российской Федерации, а также если при его реализации будут существенно нарушены права и законные интересы несовершеннолетних (абзац шестой статьиЗакона о банкротстве) [4, п. 31].

Реализация имущества при банкротстве гражданина применяется в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов (ст. 2 Закона о банкротстве). Посредством проведения торгов реализуется все имущество должника за исключением, предусмотренным ст. 446 ГК РФ: 1) жилое помещение (его части), если для гражданина-должника и членов его семьи, совместно проживающих в принадлежащем помещении, оно является единственным пригодным для постоянного проживания помещением, за исключением указанного в настоящем абзаце имущества, если оно является предметом ипотеки и на него в соответствии с законодательством об ипотеке может быть обращено взыскание; 2) земельные участки, на которых расположены объекты, указанные в абзаце втором настоящей части, за исключением указанного в настоящем абзаце имущества, если оно является предметом ипотеки и на него в соответствии с законодательством об ипотеке может быть обращено взыскание; 3) предметы обычной домашней обстановки и обихода, вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и другие), за исключением драгоценностей и других предметов роскоши; 4)имущество, необходимое для профессиональных занятий гражданина-должника, за исключением предметов, стоимость которых превышает сто установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда; 5) используемые для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, племенной, молочный и рабочий скот, олени, кролики, птица, пчелы, корма, необходимые для их содержания до выгона на пастбища (выезда на пасеку), а также хозяйственные строения и сооружения, необходимые для их содержания; 6) семена, необходимые для очередного посева; 7) продукты питания и деньги на общую сумму не менее установленной величины прожиточного минимума самого гражданина-должника и лиц, находящихся на его иждивении; 8) топливо, необходимое семье гражданина-должника для приготовления своей ежедневной пищи и отопления в течение отопительного сезона

своего жилого помещения; 9) средства транспорта и другое необходимое гражданину-должнику в связи с его инвалидностью имущество; 10) призы, государственные награды, почетные и памятные знаки, которыми награжден гражданин-должник.

В ходе данной процедуры проводится опись и оценка имеющегося у должника имущества, с целью определения ее стоимости, для дальнейшей реализации имущества на торгах.

Оценка имущества гражданина, которое включено в конкурсную массу в соответствии с настоящим Федеральным законом, проводится финансовым управляющим самостоятельно или с привлечением оценщика, о чем финансовым управляющим принимается решение в письменной форме. Проведенная оценка может быть оспорена гражданином, кредиторами, уполномоченным органом в деле о банкротстве гражданина, на основании положений п. 6 ст. 130 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» и ст. 13 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

В течение одного месяца с даты окончания проведения описи и оценки имущества гражданина финансовый управляющий обязан представить в суд положение о порядке, об условиях и о сроках реализации имущества гражданина с указанием начальной цены продажи имущества. Данное положение утверждается судом и должно соответствовать правилам продажи имущества должника, установленным статьями 110, 111, 112, 139 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Мировое соглашение при банкротстве гражданина заключается между должником и кредитором и утверждается судом. В рамках мирового соглашения стороны могут найти компромисс по погашению долгов. При этом заключение мирового соглашения является основанием для прекращения производства по делу о банкротстве (ст. 213.31 Закона о банкротстве).

Особенностью, а равно гарантией для кредиторов в заключении мирового соглашения выступает то, что в случае нарушения должником условий мирового соглашения по заявлению кредитора суд возобновляет производство по делу, и в отношении гражданина вводится процедура реализация имущества.

Хотелось бы отметить, что, как и в любой процедуре, регулируемой российским законодательством, процесс процедуры банкротства таит в себе положительные и негативные черты. Естественно, самым приятным для гражданина достижением в данном случае станет списание долгов банками и иными кредиторами. Эта особенность закона о банкротстве физических лиц стала настоящим спасением для граждан, утонувших в ипотечных кредитах, — если до вступления закона в силу люди продавали купленные за

доллары квартиры и нередко ещё и оставались должны банку миллионы рублей, то по процедуре банкротства их жильё с торгов, конечно, тоже продадут, но хотя бы не будет долга. Центральным банком России была представлена статистика рынка жилищного (ипотечного) кредитования, в соответствии с которой в январе-феврале 2016 года показатели рынка ипотечного жилищного кредитования продемонстрировали позитивную динамику. Кредитные организации предоставили заемщикам 117,3 тыс. ипотечных жилищных кредитов в рублях на общую сумму 204,2 млрд. рублей, что на 54,6 млрд. рублей (36,5%) больше значения соответствующего периода предыдущего года. В то же время в иностранной валюте было выдано 6 ипотечных жилищных кредитов против 14 в январе-феврале 2015 года, объем предоставленных средств сократился с 0,5 млрд. до 0,2 млрд. в рублевом эквиваленте, составив 0,1% от общего объема предоставленных ипотечных жилищных кредитов [5]. Как мы можем наблюдать с каждым годом все больше граждан берут ипотечные кредиты, что не может в конечном итоге не привести к плачевным последствиям, например, к самой элементарной просрочке выплат. На основании вышесказанного, граждане, столкнувшиеся с этой ситуацией в своей жизни, не просто желали введения изменений в Закон, но и нуждались в них.

Однако в этой ситуации не обошлось и без негативных моментов.

Первый негативный момент проявляется в том, что арбитражные управляющие не хотят работать в сфере банкротства физических лиц. В таких случаях СРО предоставляет кандидатуру финансового управляющего в суд по банкротству физического лица и без всяких условий. «В законе о банкротстве физических лиц указано, что оплата финансовому управляющему должна составлять 10 тысяч рублей, вне зависимости от того, сколько месяцев длится процедура. Однако в реальности вряд ли найдется специалист, способный работать за такие деньги» — высказывается юрист-эксперт Виктор Старовойтов [6]. Позиция арбитражных управляющих вполне ясна. В банкротстве юридических лиц арбитражный управляющий получаетрублей ежемесячно. Процедура банкротства юридических лиц длится от 6 месяцев, значит он заработает за 1 процедуру отрублей. В банкротстве физических лиц ему предлагают поработать зарублей, которые он получит после проведения целой процедуры, которая к слову, продолжается тоже не один день. Реализация имущества — 6 месяцев. Реструктуризация от 4 месяцев и до 3 -х лет. Причем, если план реструктуризации будет утвержден, то финансовый управляющий должен по закону наблюдать за его исполнением, составлять отчеты и т.п., и своирублей он получит в конце этой процедуры.

Во-вторых, если гражданин будет признан банкротом, это не может не привести к наступлению пагубных последствий. Таковыми являются следующие: в течение пяти лет

бывшего должника обяжут указывать в заявлении на получение новых кредитов, что ранее он был признан банкротом. В результате весьма вероятен отказ банка в выдаче денежных средств. Кроме того, нельзя будет открыть банковский счёт на свое имя. В течение трех лет с момента объявления гражданина банкротом он не сможет занимать управляющие должности в органах управления юридическим лицом. К тому же в течение следующих пяти лет гражданин не сможет повторно подать заявление о банкротстве.

Нельзя не отметить, что анализ норм Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ наводит на мысль о том, что последние изменения, внесенные в данный закон, обращают его положения в пользу граждан, а не кредиторов. Главными кредиторами граждан чаще всего являются банки и иные кредитные организации. В последнее время экономическая ситуация в нашей стране не самая лучшая: зарплаты уменьшаются (многим гражданам они не выплачиваются по несколько месяцев), рабочие места сокращаются. В таких условиях люди просто вынуждены идти в банки и брать кредиты под большие проценты (около 30%).

Если посмотреть на данный закон с точки зрения правосудия и справедливости, то он окажется наиболее правильным и разумным. Он защищает личные права индивидов, так как вследствие невыплаты долгов по кредиту не должны страдать дети и другие члены семьи должника. В этом случае наиболее разумным для гражданина будет открыть и прочитать Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и обратиться в суд за помощью, но только в самых критичных и непреодолимых случаях, когда иного решения должник для себя не видит. Такого же мнения придерживается и председатель Московского Арбитражного третейского суда Алексей Кравцов, призывая граждан подавать документы на банкротство только в самом крайнем случае: не была предложена процедура реструктуризации, не достигнуто мировое соглашение с банками, в случаях потери единственного заработка, в результате получения инвалидности и других увечий, не позволяющих полноценно работать. «Банкротство — это не всегда выгодное решение покончить со своими долгами, ведь отдать придется тоже немало. Нужно понимать, что банкроты могут получить запрет на занятие предпринимательской деятельностью, заключение каких-либо финансовых операций и занимание руководящих должностей. Кредитная история также будет содержать информацию о банкротстве. Кредиты выдавать будут неохотно, а имущество выставят на торги» [7].

В заключение приведем высказывание заместителя председателя комитета Государственной Думы по экономической политике Виктора Климова: «Идея данного закона заключается в том, чтобы человек, который попал в тяжелое финансовое положение и исчерпал все другие возможности, мог сам или через представителя обратиться в суд и стать

инициатором процедуры банкротства. Кроме того, это право не должно быть ограничено запредельными для большинства граждан суммами в несколько сотен тысяч рублей. Банкротство не станет приятным и не послужит способом уклонения от обязательств. Но в условиях наступившего экономического кризиса и снижения уровня зарплаты закон о банкротстве физических лиц с принятыми поправками приобретет немалую значимость» [8].

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 дек. 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февр. 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. -2014. — № 31. — Ст. 4398.

2. Концепция проекта федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве), Федеральный закон «Об исполнительном производстве» (в части введения реорганизационных процедур в отношении гражданина — должника, признанного банкротом)» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/ activity/sections/CorpManagment/ doc6047.

3. О несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон от 26 окт. 2002 г. № 127-ФЗ (в ред. от 29.12.2015) [Электронный ресурс]. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4. О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13 окт. 2015 г. № 45 [Электронный ресурс]. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Источник: http://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-voprosy-pravovogo-regulirovaniya-bankrotstva-fizicheskih-lits

admin

View more posts from this author
×
Юридическая консультация онлайн