живи без долгов

Закрытие общественной организации

Ликвидация общественной организации

Подборка наиболее важных документов по запросу Ликвидация общественной организации (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Оглавление:

Нормативные акты: Ликвидация общественной организации

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Ликвидация общественной организации

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Источник: http://www.consultant.ru/law/podborki/likvidaciya_obschestvennoj_organizacii/

Порядок и этапы ликвидации общественной организации

Общественная организация — это некое объединение людей, которое создано с определенными целями.

Она имеет ряд характерных черт:

  1. Добровольное членство.
  2. Негосударственный и некоммерческий вид деятельности.
  3. Ее членами могут быть как ЮЛ, так и физические лица.
  4. Руководство осуществляется от лица выборного органа. Он реализует права общественной организации и несет юридическую ответственность.
  5. Деятельность общественных организаций регулируется федеральным законом №82.
  6. Члены и учредители уравнены с прочими членами в правах.
  7. Члены организации должны быть совершеннолетними.
  8. Общественная организация вправе иметь символику, обязана иметь устав.
  9. Регистрация общественной организации является добровольной. Она необходимо для приобретения ей статуса юридического лица.

Порядок и этапы добровольной ликвидации общественной организации

Общественная организация при ликвидации должна полностью прекратить свою деятельность в двух основных аспектах — как участник гражданских отношений и/или как юридическое лицо.

Детальная информация о создании и добровольной ликвидации общественных организаций дается во 2 главе ФЗ №82.

  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но это не гарантирует решение именно вашей проблемы.
  • Информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте. (Простите нас)

Просто опишите ситуацию, чтобы узнать у дежурного консультанта, как решить вашу задачу

  • Телефоны для Москвы:
  • Телефоны для СПБ:

Для регионов ДОБ.530

Она состоит из следующих пунктов:

  1. Общее собрание участников по действующему уставу организации единогласно принимает решение о прекращении ее существования. Уставом может быть предусмотрен специальный орган, который занимается этим вопросом. Примером устава может служить данный. Также может быть оговорено количество голосов, необходимых для ликвидации, тогда нет надобности в 100% согласии всех членов. Практика показывает, что чаще всего это количество составляет 2/3 от общего числа. Общественная организация, имеющая статус юридического лица, может быть ликвидирована по решению ее учредителей, если уставом не предусмотрено иное. По факту собрания составляется протокол. В нем отмечаются все его участники, прописывается решение о закрытии объединения, ставятся дата и подписи (образец протокола).
  2. Лицо (или группа лиц), вынесшее решение о ликвидации, назначает ликвидационную комиссию. В нее может входить один или несколько человек. Законом не возбраняется включение в комиссию учредителей или членов руководства организации.
  3. Ликвидационная комиссия определяет порядок и сроки ликвидации, опираясь на Гражданский кодекс РФ. Она становится законным представителем общественной организации и имеет право действовать с момента назначения от ее лица.
  4. Членами ликвидационной комиссии отправляется сообщение для публикации в СМИ. Это необходимо для уведомления кредиторов или иных лиц, которые могут иметь претензии к организации любого характера. В сообщении должен быть указан срок рассмотрения требований. Он не может превышать двух месяцев со дня публикации.
  5. Уведомление о принятии решения о ликвидации следующих инстанций: ПФР, ФСС, ИФНС, управление Министерства юстиции. С особой тщательностью проверка документов осуществляется последним органом. Для уведомления используются формы P15001 и Р15002.
  6. Письменное сообщение кредиторам о ликвидации организации. Для этой цели рекомендуется использовать письма с уведомлением для наличия в случае спорной ситуации доказательства своих слов. Имеется ввиду обращение кредиторов за задолженностью позже указанных сроков, попытки взыскать задолженность через суд.
  7. Составление промежуточного ликвидационного баланса (ПЛБ). В нем отражается все активы и пассивы организации. ПЛБ заверяется учредителями организации, ее руководством или органом, принявшим решение о ликвидации.
  8. Удовлетворение требований кредиторов. В первую очередь оплачиваются долги перед внебюджетными фондами (пенсионным, социального страхования) и налоговой службой, а потом перед физическими и юридическими лицами. Если капитала организации не хватает для погашения задолженности, то осуществляется продажа ее имущества. Ответственным за данную процедуру является владелец указанного имущества. В случае недостатка средств для оплаты долгов кредиторы вправе обратиться в суд с привлечением собственника имущества к ответственности с требованием его продажи.
  9. Составление окончательного ликвидационного баланса (ЛБ). Он утверждается в том же порядке, что промежуточный. Оба вида баланса фиксируются соответствующим протоколом.
  10. Распределение имущества общественной организации. Если об этом есть упоминание в уставе, оно распределяется указанном образом. В противном случае для решения этого вопрос организуется съезд или собрание. Если у общества есть учредители, распределением имущества занимаются они. Если члены организации не могут договориться между собой, они вправе передать дело в суд. При невозможности распределения имущества между ними оно отчуждается в пользу государства.
  11. Ликвидация общественной некоммерческой организации на этом не заканчивается, если она носила статус юридического лица, необходимо также исключение объединения из списков ЕГРЮЛ.

Структурные подразделения общественных организаций вправе принимать решение самостоятельно и действовать по описанному выше порядку, если это не возбраняется уставом. При ликвидации основного общества они также прекращают свою деятельность.

Ликвидация общественной организации по решению суда. Решение о принудительной ликвидации организаций, действующих на международном или федеральном уровне, принимается Верховным судом РФ. Прочие дела рассматривают арбитражные суды субъектов Российской Федерации.

Этапы ликвидации компании через оффшор, по ссылке.

Существуют следующие основания для возбуждения подобных дел:

  • Деятельность организации нарушают права или свободы гражданина.
  • Нарушение общественным объединением законов Российской Федерации или иных нормативных актов.
  • Деятельность организации противоречит заявленной в ее уставе.
  • Невыполнение требований Федерального органа государственной регистрации по устранению выявленных нарушений в установленный срок.
  • Деятельность организации может быть рассмотрена как экстремистская.

Заявителями для обращения в суд могут выступать следующие лица:

  • Генеральный прокурор РФ или прокурор субъекта РФ.
  • Федеральный орган государственной регистрации или его территориальное представительство.

Суд может вынести решение о прекращении деятельности общественной организации или ее приостановлении на срок до 6 месяцев. Данное решение может быть обжаловано в установленном порядке.

Его неисполнение или воспрепятствование его исполнению по статье №315 УК РФ наказывается штрафом до 200.000 рублей или лишением свободы на срок до 5 лет, а также арестом или исправительными работами. Ликвидация общественной организации через суд не оставляет возможности для применения альтернативных методов, типа смены ее руководителей.

Ликвидация общественной организации при помощи фирмы-посредника

Когда деятельность объединения и его бухгалтерия является достаточно запутанной или у учредителей нет времени или правовой базы для самостоятельной ликвидации, имеет смысл обратиться за помощью к специалистам.

Фирмы-посредники предлагают достаточно стандартный набор услуг, который отличается по цене и зависит от ситуации, в которой находится общественная организация:

  1. Ликвидация объединения, которое не вело свое деятельность в течение более одного года. Такая ликвидация инициируется Министерством юстиции и является наиболее простым и дешевым способом.
  2. Ликвидация объединения методом банкротства. При деятельности организации в качестве юридического лица и наличия долгов, которые она не в состоянии погасить, данный способ является единственным легальным вариантом избежать судебных исков и лишения частной собственности учредителей.
  3. Ликвидация объединения при отсутствии долгов. Стандартная процедура, протекающая по описанной выше схеме. В среднем может занять от 4 до 6 месяцев.
  4. Ликвидация методом реорганизации или смены руководства. Является способом передать организацию лицам, желающим заниматься данным видом деятельности. Нередко такой альтернативный вид ликвидации рассматривается как способ избежать санкций за имевшие место нарушения.

При обращении в любую организацию, предлагающую услуги подобного рода, важно помнить, что уход с должности или из состава учредителей не освобождает бывшего руководители от уголовной ответственности.

От чего зависит порядок ликвидации муниципального унитарного предприятия, узнайте по ссылке.

Какие необходимы процедуры для ликвидации иностранного представительства? Подробности по этому адресу.

  • Телефоны для Москвы:
  • Телефоны для СПБ:

Источник: http://1likvidaciya.ru/juridicheskogo-lica/likvidacija-obshhestvennoj-organizacii.html

Как проходит ликвидация общественной организации

Конституция Российской Федерации дает право каждому гражданину на создание общественных организаций. При этом не требуется согласие органов государственной власти. Также любое объединение может быть ликвидировано. В этом случае процесс подчиняется правилам ликвидации юридических лиц.

О том, как создать, реорганизовать или ликвидировать общественное объединение, любой гражданин может узнать из Конституции России и федерального законодательства (ФЗ «Об общественных организациях»).

Общественной организацией является объединение группы лиц на добровольной основе. Они не преследуют целей получения выгоды в ходе работы. Однако объединились они с целью защиты собственных интересов и реализации целей.

Общественные организации могут быть в виде:

  • политических партий;
  • гражданских объединений;
  • профсоюзов;
  • других форм.

Если организации необходимо прекратить функционирование, то это можно сделать с помощью:

При отметке в госреестре о регистрации объединения прекращение деятельности может проводиться свободно, без дополнительных процедур. В случае добровольного прекращения деятельности проводится собрание, на котором обсуждается вопрос ликвидации.

Существует несколько причин, согласно которым суд может вынести решение о закрытии организации.

К ним относят:

  • нарушение прав и свобод граждан;
  • пренебрежение Конституцией РФ и законами России;
  • ведение деятельности без указания ее в уставе;
  • игнорировании недочетов, указанных органом федеральной регистрации или его отделом.

Если выбирается альтернативный способ прекращения функционирования, то добровольно члены объединения могут выбрать реорганизацию или слияние

Общие положения

Решение о ликвидации должно иметь подкрепленную законом основу. Важно знать порядок ликвидации некоммерческой общественной организации, какие документы требуются для процедуры.

Решение и документы

Решение о ликвидации юридических лиц выносится общим собранием участников. Оно является высшим органом управления. Устав объединения оглашает порядок проведения собрания, ход голосования и количество голосов, требуемых для принятия решения.

При подсчете голосов не нужно обязательное одобрение всех участников голосования. Достаточно, чтобы 2/3 голосовавших были за ликвидацию.

Все действия заносятся в протокол и отражаются в соответствии с планом повестки. По окончании заседания подписывается решение, которое и будет направляться в госреестр.

Согласно регламенту собрания должна быть избрана комиссия по ликвидации или ликвидирующее лицо. Если начался процесс закрытия, то именно они руководят объединением. При этом лицо или комиссия могут установить срок и порядок закрытия.

На начальном этапе процесса ими делается сообщение в средствах массовой информации о прекращении деятельности объединения.

При извещении госреестра о прекращении деятельности, ликвидатору необходимо написать заявление и подготовить пакет документов.

Также проводится оповещение:

  • Министерства юстиции;
  • Налоговой службы;
  • Фонда социального страхования;
  • Пенсионного Фонда;
  • Службы занятости (для объединений с большим количеством работников).

Обязательным условием является заполнение бланка уведомления, который должен быть представлен в различные учреждения.

При этом необходимы формы документов:

  • о начале ликвидации;
  • о выборе ликвидатора или комиссии;
  • об утверждении промежуточного баланса;
  • о государственной регистрации по поводу ликвидации.

Также к заявлению должны быть приложены дополнительные бумаги, подлинники или заверенные копии.

К подлиннику решения о ликвидации должны прикладываться копии:

  • устава;
  • свидетельства о налоговой регистрации;
  • ИНН;
  • выписки из единого госреестра юридических лиц;
  • паспортов членов комиссии по ликвидации.

Необходимо подать промежуточный баланс. По завершению подготовки документов предоставляются баланс по ликвидации и квиток об оплаченной госпошлине.

Правовые основы

Деятельность общественных организаций регламентирована Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом №82. Они же предусматривают и порядок создания, регистрации и ликвидации некоммерческих структур.

Любые объединения имеют равные права и обязанности, предусмотренные законодательством. Также равенство наблюдается между руководством и членами организации. Членство доступно как для физических, так и для юридических лиц, достигших 18-летнего возраста.

Руководство должно осуществляться выборным органом. Он контролирует соблюдение прав членов общества и подлежит ответственности за свои действия.

Среди обязательных требований к общественной организации выделяют наличие устава. Они оставляют за собой право иметь символику.

Регистрация общества осуществляется на добровольной основе. Однако если члены ОО хотят получения статуса юрлица, то без процедуры занесения в реестр не обойтись.

Добровольные некоммерческие организации включают в себя:

  • политические партии;
  • общественные движения массового характера;
  • отделения профсоюза и др.

Они осуществляют свою деятельность без влияния государства. При этом в своей работе они равняются на конституционные принципы свободы, гласности, законности.

Этапы

Пошаговая инструкция ликвидации общественной организации в 2018 году состоит из следующих пунктов:

Оговорки при ликвидации общественной организации

Существуют некоторые тонкости в процессе ликвидации общественного объединения. Они обусловлены тем, что могут существовать спорные моменты, запреты. В некоторых случаях ликвидация проводится фирмами-посредниками.

Разделение ООО на два предприятия: пошаговая инструкция приведена по ссылке.

Фирма-посредник

Иногда документы по деятельности учреждения или бухгалтерскому учету невозможны для рассмотрения членами организации. В некоторых случаях учредитель не имеет желания, возможностей или достаточных знаний для ликвидации объединения. На помощь могут прийти специалисты, оказывающие услуги в этой сфере.

Фирмами-посредниками может быть подготовлен план по прекращению деятельности объединения за определенную плату.

Они могут предложить несколько вариантов процесса:

  • Самым простым способом ликвидации является закрытие организации, которая уже больше года не осуществляет свою деятельности. В этом случае инициатива поступает от Министерства юстиции.
  • Организация, стремящаяся к ликвидации из-за долгов, может быть признана банкротом. В этом случае процедура носит законный характер.
  • Если долгов не имеется, то используется стандартный план прекращения деятельности. Процедура проводится в течение 4–6 месяцев.
  • При ликвидации с реорганизацией или сменой руководства происходит передача власти и документов в руки других людей. Часто к такому способу прибегают нарушители законодательства.

Важно помнить, что фирмы-посредники лишь оказывают помощь в подготовке процесса ликвидации. Вся ответственность по-прежнему лежит на руководстве объединения.

Оспаривание

Запущенный процесс ликвидации остановить невозможно. Но в некоторых случаях разрешено внести изменения в ходе процедуры прекращения деятельности.

Это можно сделать до внесения в Единый госреестр юридических лиц отметки о ликвидации организации. До этого момента региональное объединение или политическая партия могут считаться действующими согласно ст. 63 Гражданского Кодекса РФ.

При рассмотрении дел арбитражными судами политика аналогична. Они не выступают за принудительное прекращение деятельности организации.

Обязательная ликвидация по суду может наступить только в случае, если будут обнаружены серьезные нарушения. Кроме того, закон не регламентирует порядок отмены решения о прекращении деятельности, вынесенного на общем собрании.

Несмотря на это, необходимо позаботиться о внесении отметки в ЕГРЮЛ. Также можно не доводить процедуру ликвидации до конца, не предоставляя баланс или заявление.

Оспаривание ликвидации законодательством разрешено.

Предусмотрен порядок его проведения в случае:

  • добровольного решения о прекращении деятельности;
  • принудительной ликвидации по постановлению суда.

Среди оснований для оспаривания выделяют нарушение прав кредиторов, которые не были оповещены о желании закончить деятельность объединения посредством публикации в СМИ. В случае несогласия с решением суда также может начаться процедура оспаривания.

Процесс производится в суде.

Также необходимо приложить следующие документы:

Заявление о признании ликвидации недействительной или приостановлении процесса может поступить от лиц, права которых нарушили в ходе прекращения деятельности

Запреты

Запрет на деятельность общественного объединения может быть наложен в соответствии со статьей 44 ФЗ «Об общественных объединениях».

Выделяют некоторые основания, которые могут привести к ликвидации в этом случае:

  • Если нарушаются права и свободы граждан организацией или ее членами, то может быть наложен запрет.
  • Ликвидация может наступить вследствие игнорирования или нарушения Конституции РФ, законов на ее основе, федерального или другого законодательства. Также запрет накладывается при несоблюдении устава объединения.
  • Если в деятельности организации Министерством юстиции или территориальным органом были выявлены нарушения, то они должны быть устранены. В противном случае организацию можно ликвидировать.

Рассмотрение дела может производиться:

  • верховным судом республики;
  • краевым судом;
  • областным судом;
  • судом города федерального значения;
  • судом автономной области;
  • судом автономного округа.

Если ликвидируется международное или общероссийское объединение, то заявление в суд подает Генеральный прокурор РФ или Министерство юстиции. На уровне субъектов такая возможность имеется у прокурора региона и территориального органа федерального органа государственной регистрации.

Если объединение желает обжаловать решение суда, то право предоставляется на основании:
  • Закона РФ от 27 апреля 1993 г. №«Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».
  • Гражданского процессуального кодекса РФ.

При отмене решения о ликвидации государство должно возместить все убытки объединению. Средства для возмещения берутся из казны РФ, региональной и муниципальной казны.

Причины устранения

Ликвидация организации как юридического лица может быть произведена при:

  • грубых нарушениях, которые отмечаются еще на этапе создания объединения;
  • ведении деятельности, запрещенной законами России;
  • отсутствии лицензии на осуществляемую деятельность (образовательную, медицинскую);
  • нарушениях прав и свобод гражданина, законодательства государства.

Существуют некоторые особенности прекращения деятельности религиозных объединений по решению суда.

К ним относят:

  • нарушение безопасности и порядка в обществе;
  • действия, приравненные к экстремистскими;
  • склонение людей к разрушению семьи;
  • посягательство на права и свободы личности;
  • нанесение морального и физического вреда при помощи гипноза, наркотиков, психотропных препаратов, развратных действий;
  • доведение до самоубийства и отказ от медицинской помощи при тяжелом состоянии ввиду религиозной принадлежности;
  • введение запрета на образование;
  • принуждение к отказу от имущества в пользу объединения;
  • насильственный запрет на выход из организации;
  • призыв к нарушению законодательства.

Политические партии ликвидируются по общим для некоммерческих организаций причинам.

Но выделяют и другие факторы, влияющие на прекращение их деятельности:

  • действия экстремистской направленности;
  • включение партии в органы госвласти, местного самоуправления, ВС РФ, правоохранительную систему;
  • вмешательство в образовательную систему;
  • вхождение в партию членов, количество которых недостаточно для ее существования.

Особенности ликвидации имеют фонды. Инициаторами прекращения их деятельности могут быть только органы государственной регистрации или учредители фонда. Решение выносится судом.

Среди причин, по которым может быть ликвидирован фонд, выделяют:

  • недостаточность имущества;
  • недостижимость целей организации и невозможность их изменений;
  • уклонение от основных целей по уставу.

Для ликвидации организации необходимо изучить нормативно-правовые акты, которые определяют порядок прекращения деятельности в зависимости от типа объединения.

Выходное пособие при ликвидации организации предназначено для социальной защиты уволенных сотрудников в строгом соответствии с нормами Трудового Кодекса.

Примерный расчет стоимости ликвидации ООО приведен тут.

Чем полезен официальный сайт АСВ в процессе ликвидации банковских учреждений? Читайте в этой статье.

Источник: http://calculator-ipoteki.ru/likvidacija-obshhestvennoj-organizacii/

Ликвидация общественной организации

Основной закон государства (КРФ) гарантирует каждому право создавать на своё усмотрение общественные организации (далее – ОО) без предварительного соглашения органов власти и местного самоуправления. Объединения подлежат обязательной государственной регистрации и приобретают статус юридического лица (далее – ЮЛ).

Порядок ликвидации зарегистрированной ОО не отличается от порядка ликвидации любого другого юр. лица. Но существует ряд особенностей. Например, общественное объединение может существовать и без регистрации. В этом случае оно не приобретает прав ЮЛ и не нуждается в ликвидации.

Правовые основы деятельности

Создание, регистрация, деятельность и ликвидация ОО регулируется КРФ и ФЗ №82. Общественной организацией называется основанное на членстве, созданное на базе совместной деятельности добровольное объединение людей. Такие объединения создаются с целью защитить законные права и интересы.

Общественные организации независимо от их формы равны перед законом.

Подобное равенство распространяется и на участников ОО: учредители и основатели имеют одинаковые права с людьми, получившими членство. Общественные организации не занимаются коммерческой или государственной деятельностью. Одна из отличительных особенностей – членство в таких объединениях могут получить как ЮЛ, так и физические лица (ФЛ).

Руководит общественной организацией выборный орган. Он занимается реализацией прав и несёт ответственность за свою деятельность. Членами ОО могут быть только лица, достигшие 18-летнего возраста. Одно из основных обязательств ОО – иметь устав. Что касается права, то общественная организация может иметь свою символику. Регистрация только добровольная.

Если члены и основатели хотят чтобы объединение приобрело статус ЮЛ, то регистрация необходима.

К общественным организациям относятся:

  • политические партии;
  • массовые общественные движения;
  • профсоюзы и т.д.

Учредителями ОО могут быть физические и юридические лица. Членство предоставляется по аналогичному принципу, только с одним условием – ЮЛ должно пройти процедуру госрегистрации.

Уполномоченные органы и общественные организации соблюдают принцип невмешательства в работу друг друга. Деятельность ОО строится также и на конституционных принципах свободы, гласности и законности. Общественные организации обладают рядом налоговых льгот, которые предоставляются государством, но оно, в свою очередь, устанавливает определённые требования к уставным документам ОО.

Стоимость услуг по ликвидации ИП достигаютрублей. От чего зависит сумма?

Основной целью, которую преследует общественное объединение, является защита прав и интересов его членов. Например, для политической партии – это выражение воли ее членов и участие в формировании органов власти.

А вот массовые общественные движения преследуют не только политические цели.

Их участники не имеют фиксированного членства. Целью существования профсоюзов является защита социально-трудовых прав их участников.

Законодательство

Деятельность общественных организаций регулируют следующие н-п акты:

  • КРФ;
  • ФЗ «Об общественных объединениях»;
  • ФЗ «О государственной регистрации ЮЛ»;
  • ТК РФ.

К законодательным актам, которые регулируют порядок создания, функционирования и ликвидации ОО относится ряд нормативно-правовых документов, направленных на противодействие экстремистской деятельности в стране. К источникам права в данном случае можно также отнести законы, устанавливающие порядок деятельности политических партий, общественных движений и профсоюзов.

Варианты прекращения работы

Ликвидировать общественное объединение можно:

  • добровольным способом;
  • в принудительном порядке;
  • альтернативным способом.

Завершение деятельности в добровольном порядке предусматривает проведение собрания основателей организации (партийного съезда) и принятия соглашения о ликвидации. Принудительный порядок предполагает ликвидацию по решению суда. Оно может быть вынесено, только если своей деятельности ОО не придерживалась условий указанных в ст. 44 ФЗ №82.

Альтернативная ликвидация всегда добровольная. В этом случае учредители общественного объединения решают для себя будут ли они сами участвовать в ликвидационной процедуре или им нужен представитель. Посредником между госорганами, участвующими в закрытии ОО и основателями может быть компания, предоставляющая услуги по ликвидации под ключ или грамотный юрист.

Ликвидация общественной организации: пошаговая инструкция

При ликвидации ОО должна прекратить своё существование как юридическое лицо и как участник гражданско-правовых отношений.

Порядок завершения деятельности следующий:

  1. На первом этапе проводится собрание участников, на котором принимается решения о ликвидации. Если организация имеет статус ЮЛ и статутными документами не предусмотрено иного, ее ликвидация будет правомерной при наличии зафиксированного согласия учредителей.
  2. Основатель(-ли), принявшие решение о завершении деятельности, назначают ликвидатора или ликвидационную комиссию (далее – ЛК). При назначении они обязаны принять во внимание пожелания всех членов ОО, так как их право принимать участие во всех аспектах деятельности объединения не может быть нарушено.
  3. Порядок и сроки ликвидации устанавливает ЛК сразу после назначения. Это правило распространяется и на комиссии, которые приглашаются извне при альтернативном завершении деятельности общественного объединения.
  4. Члены ЛК публикуют в СМИ сообщение о ликвидации и сроки, допустимые для предъявления требований. Кредиторы и другие лица, у которых могут быть претензии к организации могут предъявить их только благодаря этому уведомлению. Сроки, отведённые для выдвижения требований, должны быть соблюдены даже, если у организации нет долгов пред третьими лицами.
  5. О принятии ликвидационного решения уведомляются ПФ, ФСС, ИФНС РФ, а также соответствующее управление МинЮста.
  6. Отсылаются письменные сообщения кредиторам о завершении деятельности организации. Это делается с целью доказать соблюдение процедуры, в случае если кредиторы, не заявившие свои требования в срок, попытаются обратиться в суд о взыскании. Предпочтительно отсылать письма с уведомлением.
  7. После того как пройдены все этапы, связанные с уведомлением третьих лиц и госорганов, ЛК приступает к составлению промежуточного ликвидационного баланса (далее – ПЛБ). В нем должны быть отражены все активы и пассивы объединения. Документ подлежит согласованию с руководством организации, ПЛБ заверяется органом, который принял решение о ликвидации.
  8. Следующий этап – удовлетворение требований кредиторов.
  9. Составление остаточного ЛБ. Порядок его утверждения аналогичный регламенту, предусмотренному для промежуточного ликвидационного баланса. Оба документа фиксируются по соответствующему протоколу.
  10. Предпоследний этап – распределение остаточного имущества. Если в уставе указанно, куда или кому должны перейти остатки имущества, то используются положения правоустанавливающего документа; в ином случае проводится съезд или собрание участников.
  11. Распределяют имущество учредители общества. Если члены ОО не могут прийти к согласию в вопросе распределения, они имеют право передать дело на рассмотрение в суд.
  12. Если организация носила статус ЮЛ, ее необходимо исключить из ЕРЮЛа.

После внесения в реестр сообщения о ликвидации ОО, процедуру можно считать завершённой полностью. Структурные подразделения завершают свою деятельность в случае ликвидации основного общества.

Собрание, решение, ликвидаторы

Для того чтобы начать ликвидационный процесс изначально необходимо провести собрание. На него должны быть приглашены все участники организации.

Соглашение о ликвидации считается правомочным, если «за» проголосовали 100% участников собрания.

Очень часто на практике уставами это количество сокращается к двум третьим от общего числа присутствующих.

Общественная организация, обладающая статусом ЮЛ, может быть ликвидирована по согласию учредителей. Когда основатель один – выносится его единоличное решение, если иное не предусмотрено статутом. Ход собрания фиксируется протоколом. На собрании формируется ЛК и устанавливается порядок ее деятельности.

Инициалы членов созданной комиссии указываются в протоколе собрания (съезда). Учредители или основатели организации могут быть участниками ЛК. Эта комиссия становится законным представителем ОО в судах и государственных органах. В своей работе она должна опираться на положения Гражданского кодекса РФ.

Подача документов

После создания или приобщения извне ЛК на комиссию возлагаются обязательства, связанные с формированием и подачей документов в различные инстанции. Члены данной комиссии занимаются размещением публикации в СМИ. Кроме того, они должны отправить уведомления в государственные органы. Для этого используются формы Р15001 и Р15002.

Скачать образцы можно здесь:

Все сообщения отправляются до составления проекта ПЛБ. Особенно тщательную проверку документов будет проводить управление МинЮста. Во многом это обосновано тем, что данный орган занимается регистрацией юр. лиц, а также внесением изменений в Единый реестр ЮЛ.

ПЛБ, расчёты

После завершения этапа подачи документов и публикации сообщений о ликвидации и по истечении срока, установленного для предъявления требований к ОО, ликвидационная комиссия составляет промежуточный баланс расходов и поступлений. Проект документа подлежит согласованию в налоговой инспекции и заверению руководством объединения (органом, принявшим решение о ликвидации).

После фиксации факта принятия баланса в протоколе, проводится удовлетворение требований кредиторов и прочих заинтересованных лиц.

В первую очередь проходит выплата долгов внебюджетным организациям (пенсионный фонд и ФСС), а также налоговикам. Потом удовлетворяют требования ЮЛ и физических лиц. Если капитала объединения недостаточно для погашения долгов, проводится продажа его имущества.

Владелец вторичного капитала будет ответственен за проведение этой процедуры. Если полученных средств окажется недостаточно для покрытия долгов, кредиторы могут обратиться в суд с требованиями к владельцу о продаже имущества. Остаточный ЛБ составляется и заверяется по аналогичному алгоритму.

Сроки и стоимость

Период ликвидации и стоимость процедуры зависят от способа завершения деятельности. Минимальный срок официальной ликвидации – 3 месяца. Самые незначительные затраты понесут организации, которые выбирают добровольное завершение деятельности с формированием собственной ЛК. Самый дешёвый путь, но далеко не самый быстрый.

Отличными альтернативными решениями являются:

  • ликвидация через управляющую компанию (срок – около 3 недель; стоимость –тыс. рублей);
  • ликвидация через оффшорную компанию (срок – больше 1 месяца; стоимость –тыс. рублей).

Альтернативная ликвидация – это всегда временное решение проблемы. После ее завершения не вносятся изменения в ЕГР, а значит, кредиторы в любой момент могут предъявлять свои требования. Это хороший способ завершить деятельность ОО, которая не была зарегистрирована как ЮЛ.

Оптимальный способ ликвидации для объединения, которое проходило регистрацию в МинЮсте официальный.

Завершение деятельности в таком ключе с участием компании посредника занимает 3-6 месяцев и может обойтись втыс. рублей. Представительство интересов в случае банкротства самое дорогое – максимальная сумма может составлять 200 тыс. рублей, а сам процесс будет длиться 6-8 месяцев.

Ликвидация ООО без задолженности — это просто! Подробнее в статье.

Ликвидация ООО с единственным участником не имеет поблажек перед законом. О процедуре узнайте здесь.

Можно ли остановить или оспорить процедуру?

Процедура ликвидации может быть оспорена и остановлена в судебном порядке. К оспариванию прибегают в большинстве случаев кредиторы, которые не смогли предъявить свои требования ввиду того, что ЛК был проигнорирован этап публикации сообщения о завершении деятельности в СМИ.

Суд, оценив все фактические данные по делу, может признать процедуру ликвидации недействительной.

Также может быть оспорено требование кредиторов о продаже имущества владельца. Законодательством предусмотрена возможность приостановления ликвидационного процесса, но не указано в каких конкретных случаях это может быть применено. Остановить процедуру закрытия ОО можно и без решения суда.

Например, это можно сделать в тот отрезок времени, пока будет проводиться альтернативная ликвидация, которая позволяет подготовиться к официальному завершению деятельности. Самым выгодным и быстрым способом ликвидации общественного объединения можно считать официальное завершение деятельности при участии компании-посредника.

Все сложности ликвидационного процесса распространяются только на те ОО, которые были зарегистрированы как юрлица. Те объединения, которые не были внесены в ЕРЮЛ, могут считать оптимальным способом завершения деятельности схему с самостоятельным назначением ликвидатора (ликвидационной комиссии).

Источник: http://ipopen.ru/likvid/likvidacija-obshhestvennoj-organizacii.html

Ликвидация НКО — пошаговая инструкция в 2018 году

Как ликвидировать некоммерческую организацию: общие положения

Ликвидация предприятия (в том числе некоммерческого объединения) — это совокупность действий, направленных на полное прекращение его функционирования без передачи существующих у него прав и обязанностей стороннему объединению (п. 1 ст. 61 ГК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 50 ГК РФ НКО является юридическим лицом. Это значит, что обязательным условием для ее ликвидации является внесение в ЕГРЮЛ соответствующей записи. Упразднение НКО подчиняется общим правилам прекращения деятельности юрлиц, установленным гражданским законодательством.

Пошаговая инструкция по ликвидации некоммерческой организации в 2018 году может быть различной в зависимости от того, по каким основаниям упраздняется организация. Процедура может проводиться:

  • в добровольном порядке;
  • принудительном порядке через суд (по инициативе уполномоченных госорганов);
  • порядке банкротства (в том случае, если средств НКО недостаточно для того, чтобы погасить все задолженности, сформировавшиеся в ходе осуществления ею своей деятельности).

Основаниями для упразднения НКО на добровольной основе могут стать:

  • решение учредителей объединения;
  • достижение целей ее создания;
  • истечение закрепленного в уставных документах срока, в течение которого должна была функционировать НКО.

Ликвидация НКО через Минюст: порядок действий, первые шаги

Процедура упразднения объединения осуществляется в следующем порядке:

  1. Проводится общее собрание учредителей НКО, по итогам которого принимается решение о прекращении ее деятельности. Его необходимо зафиксировать документально — для этого формируется протокол проведенного собрания. Кроме того, на собрании потребуется определить перечень членов ликвидационной комиссии и также включить его в протокол (п. 3 ст. 18 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7). С этого момента все права и обязанности по управлению организацией переходят к этой комиссии.
  2. В течение 3 рабочих дней с момента принятия решения о ликвидации в территориальное отделение Минюста РФ подается заявление, составленное по форме Р15001 (п. 1 ст. 20 закона «О госрегистрации…» от 08.08.2001 № 129-ФЗ). В этом ключевое различие между процедурами ликвидации коммерческой и некоммерческой организации: в первом случае заявление подается в отделение ФНС, а не Минюста.
  3. Сведения о предстоящей ликвидации публикуются в открытом источнике — журнале «Вестник государственной регистрации». В сообщении также указывается информация о сроках и порядке упразднения объединения. Этот срок, согласно п. 1 ст. 19 закона № 7, должен составлять не менее 2 месяцев с момента публикации сообщения.
  4. Составляется реестр кредиторов компании, в который включаются сведения обо всех юридических или физических лицах, перед которыми у НКО сформировалась задолженность.

Как закрыть некоммерческую организацию — пошаговая инструкция по дальнейшим действиям

После того как кредиторы объединения были уведомлены о его грядущем упразднении, ликвидационной комиссией выполняются следующие действия:

  1. Составляется и утверждается промежуточный ликвидационный баланс, содержащий сведения о дебиторской и кредиторской задолженности НКО, а также имеющихся у нее активах (п. 3 ст. 19 закона № 7).
  2. Производятся расчеты с кредиторами НКО. Если имеющихся денежных средств не хватает для полного погашения задолженностей, реализуется принадлежащее объединению имущество. Уплата долгов производится в последовательности, определенной положениями п. 1 ст. 64 ГК РФ:
  • в первую очередь производятся расчеты с лицами, перед которыми у НКО имеются обязательства, возникшие в результате причинения вреда их жизни или здоровью;
  • во вторую очередь погашается задолженность по заработной плате;
  • в третью очередь производятся расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами;
  • в четвертую очередь удовлетворяются требования прочих кредиторов.
  1. Составляется окончательный ликвидационный баланс, который передается в отделение Минюста. Оставшиеся после расчетов с кредиторами активы идут на благотворительность или иные цели, предусмотренные уставом НКО. При невозможности использования средств на целевые нужды они направляются в счет государства (п. 1 ст. 20 закона № 7).
  2. Составляется заявление по форме Р16001. К документу прилагается окончательный ликвидационный баланс и квитанция об уплате госпошлины (ее размер составляет 800 руб.). На основании полученных документов Минюст вносит в ЕГРЮЛ запись о прекращении деятельности НКО. С этого момента некоммерческое объединение считается упраздненным.

Материальные обязательства участников НКО

В том случае, если собственных средств объединения недостаточно для того, чтобы расплатиться с имеющимися долгами, в отношении него реализуется процедура банкротства.

В соответствии с п. 2 ст. 62 ГК РФ в том случае, если имеющихся у НКО денег не хватает даже на то, чтобы провести процедуру ликвидации, учредители объединения должны профинансировать ее самостоятельно; материальные обязательства при этом распределяются солидарно.

Для отдельных видов НКО существуют установленные исключения, определяющие дополнительную ответственность их учредителей:

  • для потребительских кооперативов — в размере неоплаченной части взноса (п. 2 ст. 123.3 ГК РФ);
  • ассоциаций (союзов) — в размере, установленном уставом (п. 4 ст. 11 закона № 7).

Особенности ликвидации отдельных видов НКО

Положения ст. 18 закона № 7 устанавливают особенные правила ликвидации следующих видов НКО:

  1. Фондов. Согласно п. 2 ст. 18 закона № 7 они могут быть упразднены только по решению суда. Основаниями для прекращения фондом своей деятельности являются:
  • нехватка денежных средств и/или имущества для нормального функционирования фонда и отсутствие источников, из которых можно было бы получить такие средства;
  • невозможность реализации целей, ради которых создавалась НКО, при условии что их нельзя изменить, внеся в учредительные документы соответствующие корректировки;
  • осуществление фондом деятельности, противоречащей его уставным целям, и пр.
  1. Отделений иностранной НКО, имеющей статус неправительственной. Согласно п. 2.1 ст. 18 закона № 7 основаниями для их ликвидации могут стать:
  • ликвидация головной неправительственной иностранной НКО;
  • непредставление сведений, обязательных для представления в соответствии с законодательством;
  • несоответствие деятельности объединения целям его создания, а также сведениям, представленным в соответствии с законодательством.

Образец протокола о ликвидации некоммерческой организации

Протокол общего собрания участников НКО, содержащий решение о ее ликвидации, может выглядеть следующим образом:

общего собрания участников

НКО «Центр развития личности»

10.07.2018 г. Ярославль

  1. Об избрании председателя и секретаря собрания.
  2. О ликвидации общества.
  3. О создании ликвидационной комиссии.
  4. О назначении председателя ликвидационной комиссии.
  5. Об установлении срока ликвидации.
  1. По первому вопросу — об избрании председателем собрания Гутова А. И., секретарем — Ермолина А. П.
  2. По второму вопросу — о нецелесообразности дальнейшей деятельности НКО и принятии решения о ликвидации.
  3. По третьему вопросу — о создании ликвидационной комиссии в составе трех человек:
    • Гутов Антон Иванович — директор.
    • Ермолин Алексей Петрович — главный инженер.
    • Одушкина Валентина Борисовна — главный бухгалтер.
  4. По четвертому вопросу — о назначении председателем ликвидационной комиссии Гутова Антона Ивановича.
  5. По пятому вопросу — об установлении срока ликвидации до 10.12.2018.
  1. Избрать председателем собрания Гутова А. Н., секретарем — Ермолина А. П.Результаты голосования: за — 3; против — 0; воздержались — 0.
  2. Ликвидировать НКО.Результаты голосования: за — 3; против — 0; воздержались — 0.
  3. Создать ликвидационную комиссию в составе трех человек:
    • Гутов Антон Иванович — директор.
    • Ермолин Алексей Петрович — главный инженер.
    • Одушкина Валентина Борисовна — главный бухгалтер.

Результаты голосования: за — 3; против — 0; воздержались — 0.

  • Назначить председателем ликвидационной комиссии Гутова Антона Ивановича.Результаты голосования: за — 3; против — 0; воздержались — 0.
  • Установить срок ликвидации до 10.12.2018.Результаты голосования: за — 3; против — 0; воздержались — 0.
  • Все вопросы повестки дня рассмотрены.

    Председатель собрания /Гутов/ А. И. Гутов

    Секретарь собрания /Ермолин/ А. П. Ермолин

    Ликвидация некоммерческой организации по решению суда

    В соответствии с п. 3 ст. 61 ГК РФ в суд с иском о принудительной ликвидации НКО могут обратиться государственные органы, обладающие соответствующими полномочиями.

    К числу таких органов относятся:

    • прокуратура (п. 1.1 ст. 18 закона № 7);
    • отделения Минюста РФ (п. 1.1 ст. 18 закона № 7);
    • налоговые органы (п. 11 ст. 7 закона «О налоговых…» от 21.03.1991 № 943-I).

    С заявлением о ликвидации общероссийского общественного движения или НКО международного уровня может обратиться только Генеральный прокурор РФ (ч. 3 ст. 44 закона «Об общественных…» от 19.05.1995 № 82). Прокурор субъекта Федерации может обратиться с соответствующим заявлением в отношении региональных и местных НКО (п. 1.1 ст. 18 закона № 7). Прокуроры городов и районов выступать с подобной инициативой не вправе. Аналогичными правами обладают отделения Минюста России.

    Правовые основания для принудительной ликвидации НКО установлены п. 3 ст. 61 ГК РФ. Объединение может быть упразднено в судебном порядке в том случае, если:

    • достижение целей, ради которых создавалась организация, становится невозможным;
    • в ходе создания НКО были допущены грубые нарушения закона, носящие неустранимый характер;
    • НКО осуществляла деятельность, подлежащую обязательному лицензированию, без получения разрешительных документов;
    • НКО осуществляла деятельность, нарушающую действующие законодательные нормы (в том числе конституционные);
    • деятельность НКО не соответствует ее уставным целям;
    • существуют иные основания, предусмотренные действующими федеральными законами.

    Итак, отвечая на вопрос о том, как закрыть некоммерческую организацию, стоит ознакомиться с нормами гражданского законодательства, а также положениями закона № 7, определяющего порядок функционирования и упразднения некоммерческих объединений. Основаниями для ликвидации НКО может стать самостоятельное решение ее учредителей или решение суда, вынесенное на основании рассмотрения заявления уполномоченного госоргана (прокуратуры, налогового органа или территориального отделения Минюста). Порядок ликвидации некоммерческой организации, пошаговая инструкция по осуществлению которого приведена выше, обязателен к соблюдению объединениями всех организационно-правовых форм.

    Источник: http://nsovetnik.ru/nekommercheskie-organizacii/likvidaciya-nko-poshagovaya-instrukciya/

    Порядок процедуры ликвидации некоммерческих организаций

    Вы здесь

    Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области (далее – Управление) разъясняет порядок процедуры ликвидации некоммерческой организации.

    Для начала процедуры ликвидации некоммерческой организации Вам необходимо направить в Управление следующий пакет документов:

    — Заявление по форме Р, утвержденное Приказом Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 № ММВ -7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» (далее – Приказ ФНС) в 2 экз. На одном экземпляре заявления подпись руководителя заверяется нотариально;

    — протокол Общего собрания в 2 экз., на котором обязательно рассматриваются следующие вопросы:

    1. Принятия решения о ликвидации некоммерческой организации.

    2. Выборы ликвидационной комиссии и председателя ликвидационной комиссии/ ликвидатора.

    Ликвидационной комиссии/ ликвидатору необходимо разместить в органах печати (по адресу: ООО «Импульс» г. Благовещенск, ул. Пионерская, 20, контрактный телефон- 8(4; г. Белогорск ул. Кирова, 102, контактный телефон – 8(4журнал «Вестник государственной регистрации в Амурской области» публикацию о ликвидации некоммерческой организации.

    По истечении двух месяцев со дня опубликования заполняется форма заявления Р15001, согласна Приказа ФНС, в 2 экз., подпись на одном из которых должна быть нотариально заверена.

    К уведомлению прилагаются следующие документы:

    — протокол ликвидационной комиссии об утверждении промежуточного ликвидационного баланса в 2 экз.;

    — промежуточный ликвидационный бухгалтерский баланс в 2 экз.;

    — бланк- заявка на публикацию сообщения (оригинал) в 2 экз.

    На заключительной стадии некоммерческой организации предоставляются следующие документы:

    — заполняется форма заявления Р16001 , согласна Приказа ФНС, в 2 экз. подпись на одном из которых должна быть нотариально заверена.

    — составляется ликвидационный баланс в 2 экз.;

    — протокол ликвидационной комиссии о подтверждении ликвидационного баланса и направлении сведений на государственную регистрацию в 2 экз.

    Согласно статьи 3 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» за государственную регистрацию уплачивается государственная пошлина в размере 800 рублей . Оригинал квитанции об оплате государственной пошлины предоставляется в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области со всеми вышеперечисленными документами.

    УФК МФ РФ по Амурской области (Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области) ИНН0 КПП БИК

    Банк получателя ГРКЦ ГУ Банка России по Амурской области

    КБК 110 (для общественных объединений)

    КБК 110 (для некоммерческих и религиозных организаций)

    КБК 110 (для региональных отделений политических партий)

    ФОРМЫ ЗАЯВЛЕНИЙ ПО ЛИКВИДАЦИИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ СМОТРЕТЬ В КАЖДОМ РАЗДЕЛЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ — ПРАВОВОЙ ФОРМЫ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ПОДРАЗДЕЛЕ: ФОРМЫ ЗАЯВЛЕНИЙ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ И ОБРАЗЦЫ ИХ ЗАПОЛНЕНИЯ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

    Источник: http://to28.minjust.ru/ru/poryadok-procedury-likvidacii-nekommercheskih-organizaciy

    admin

    View more posts from this author
    ×